Сегодня я расскажу о еще одном сверхсекретном объекте СССР, масштабы которого просто поражают — запасной командный пункт Черноморского флота в урочище Алсу в окрестностях Балаклавы, так называемый объект 221. Ранее я уже упоминал еще один подземный объект неподалеку, оба исследовались на летнем отдыхе, то есть это была скорее прогулка, чем целенаправленная экспедиция.

Началось все с того, что я случайно заметил экскурсионную предложение на объект сотка — заброшенные ракетные шахты. Цена, конечно, не очень привлекала, тогда как идея — совсем наоборот. Дома, загуглив тему, наткнулся еще на несколько точек, таких как этот ЗКП ЧФ и бочка смерти. Было решено посетить их самостоятельно. План был следующий: автобусом добираюсь до озера в ур. Алсу, далее пешком на 221. После него пешком на сотку, и оттуда уже обратно на трассу на автобус. Жил я в Кореизе, отрезок дороги получается некислий, да и пешком по расчетам нужно было пройти минимум километров 15. Такой маршрут предполагал, что в случае нехватки времени, на сотку не поеду. Ведь я точно не знал, сколько это все займет времени, а ночевать на Южнобережном шоссе не хотелось =)

Из прочитанного мельком в сети я узнал, что на территории базы есть вход в тоннели в скале, по которым можно полазить. По моему мнению, здесь должно быть интереснее, чем смотреть на ракетные шахты. И я не прогадал: объект 100 за словами разных людей уже под охраной бизнесменов, и, чтобы туда попасть, нужно заплатить деньги. Да и масштабы не такие впечатляющие. Поэтому, имея приблизительные координаты ЗКП, GPS карты, фотоаппарат с камерой, пару хороших фонарей и небольшой обед, я направился в одиночку навстречу приключениям! Об истории всего, что я сейчас здесь говорю, мне пришлось прочитать уже потом, когда приехал домой.

Первым в поле зрения попадает заброшенный карьер по добыче породы и несколько прилегающих сооружений рядом с красивым озером, а среди них — щебневый завод, гостиница для строителей и другие. Парадоксально, но карьер вместе с щебнезаводом строились для отвода глаз, чтобы как-то объяснить огромные объемы выдолбленной породы, позже, по легенде, их «закрыли» по просьбе борцов за природу Крыма.

Также с целью прикрытия рядом была размещена военная часть связистов № 87134, которая теперь относится к РФ и охраняется. Будьте внимательны, я бы не советовал бродить в окрестных лесах или проникать на территорию детского лагеря неподалеку.

Всюду растет ежевика, по дороге щипал, исцарапал все руки колючками.

Сразу за лагерем дорога расходится: слева — село, справа — вход на территорию, дорога перерыта. Выше на горе еще одно здание, восточный транспортный портал.

КПП не видно, как и никаких шлагбаумов или запретительных табличек. Тишина. Иду дальше. Изуродованные остатки сооружений. Уже трудно определить, что это было.

Строительство ЗКП началось в 1977 году. Выбор места поручили главнокомандующему ВМФ СССР Адмирала Флота Советского Союза Сергею Горшкову. Данные геологической разведки указывали на то, что гора Нишан-Кая или Чирка (в военных это — высота 495) близ села Морозовка была из цельного монолита, без внутренних разломов и полостей. Благодаря этому командный пункт должен был выдержать несколько ядерных ударов подряд на соседний Севастополь и Балаклаву, где базировался Черноморский флот.

Для строительства сформировали специальный горнопроходческий батальон. Позже подключили работников треста «Донецкшахтопроходка» и «Харьковметрострой», которые в то время уже имели огромный опыт строительства бетонных шахт для баллистических ракет. Донецкие специалисты за год прошли два 182-метровых ствола, а с их дна продолжали работы уже внутри горы.

В центре территории стоит «решето» от казарм. Жалкое зрелище.

Захожу внутрь. От увиденного выделяются эндорфины, ради этого стоило ехать! Панорама многоэтажки изнутри.

Тогда я не знал точного размещения входа в подземные паттерны, поэтому не имел понятия, как туда дойти. Более того, даже не догадывался, что их две :-[ Нужно было подниматься вверх. Скажу честно, в горы я хожу крайне редко, но уже осознал, что то, что кажется близким, на самом деле в несколько раз дальше. И если вы рассчитываете идти туда минут 15, то шлепать на самом деле не менее получаса.

Первый раз стало страшно, когда идешь, а вокруг шелестит лес, оборачиваешься — а никого нет. Сразу и не догадаешься, что это крымские ящерицы разбегаются под ногами. Палящее солнце, подъем серпантином на гору около километра. Видно еще одно КПП. Дорога иногда расходится в стороны, приходится все проверять, чтобы не пропустить интересного. В первом разветвлении видны следы разворота танка на асфальте, далее — склады. Возвращаюсь на дорогу.

Поднимаюсь выше: еще несколько развилок и тропинок напрямик. Немного трудно ориентироваться, все заросло зеленью, ориентиров не видно. Сверху открывается красивый вид на озеро и шоссе.

Наконец дорога заканчивается, последний поворот. Здесь лежат огромные валуны, сверху на них сверкает кварц.

Опа! Не сам: вижу нескольких туристов на привале, вторая половина пошла внутрь. Поздоровался. Рассказывают, что уже осмотрели весь первый и третий этажи (если читаете эту статью — отзовитесь!).

Горные работы внутри продолжались пять лет! За это время проложили сотни метров бетонированных туннелей-паттерн, а главное — выдолбили два 130-метровых блоки высотой 16 метров, в которых соорудили два четырехэтажных дома, только без окон и балконов. Общая длина тоннелей и паттерн составляет более 10 км! До 1987 г. все строительные работы были завершены. Приступили к прокладке системы вентиляции, кабельных сетей, облицовки и обустройства блоков. Начался монтаж аппаратуры и оборудования.

Все строительство в то время было засекречено, а народным массам пускали различные легенды. Например, рассказывали, что это — будущий учебно-тренировочный центр ВМФ.

В 1991 году после развала Союза ЗКП становится ненужным, но деньги на его строительство все еще заложены в госбюджет и работа продолжалась. В 1992 году на этапе 90% готовности объект … бросают (возникают ассоциации с Крымской АЭС). Позже хотели приспособить его под винный погреб или линию розлива минеральных вод, но очевидно, что разворовать без приватизации было выгоднее. Трудно представить, сколько металла было вывезено. Говорят, что здесь когда-то обитала бандитская группировка.

Смотрю окружающую территорию. Справа от портала.

Спереди.

Внутри.

Слева.

Захожу внутрь. Надписи на стене пытаются предупредить об опасности. Трудно оценить их актуальность, ведь такие обозначения могли специально наносить, чтобы отпугивать нежелательных туристов. Часто можно встретить предупреждения о минах. В любом случае следует быть осторожным, особенно когда идешь в пляжных шортах и сандалиях в подземный бункер времен холодной войны СССР :crazy:

Внутри холодно, ниже 10° летом, поэтому набрасываю заранее прихваченную кофту. С паттерны сквозит. Металлисты срезали все, что могли. На видео можно увидеть сквозную щель в бетонных стенах — здесь стояли демонтированы гермодвери.

Иду дальше. От небольшого шума ногами стелется длинный грохот по тёмному туннелю. Становится жутко второй раз…

Видеонарезка поездки на объект

Схема объекта имеет множество разветвлений, соединений, переходов и других помещений. Длина паттерн составляет 500 м, они перекрывались на входах двумя двойными шлюзовыми камерами с массивными противоатомными бронедверями. Из каждого портала можно перейти на первый и третий уровни. Обратите внимание, блоки имеют четыре этажа! Переход между уровнями в основных блоках соединен внутренними лестницами, которые в настоящее время спилены. Лифты не предусматривались.

Внутреннее помещение горы занимали два блока для размещения командно-управленческих служб. Размеры каждого из них: длина — 130 м, ширина — 16 м, высота — 16 м. Третий блок — технологический, его размеры: длина — 130 м, ширина — 6 м, высота — 7,5 м. Все три блока соединялись между собой проходными тоннелями. Общая площадь помещения 13 500 м² (по другим данным 17 500 м²).

Вверх выходили две шахты диаметром около 6 м (хотя другие источники говорят 4,5 м) для забора свежего воздуха, выхлопа дизельэлектростанции и вывода кабельных трасс к антенному полю. В шахтах были установлены винтовые лестницы на поверхность. К антеннам на вершине горы выходили волноводы для космической связи с кораблями и подводными лодками (для связи в мирное время использовалась передающая станция ЧФ на СЗ-конце Караби-яйлы под Высотой 783).

Вот, что можно нарыть в интернете из схем, зарисованных вручную энтузиастами:

Показать больше »

Шагая вперед, заметил, как постепенно угасал свет входа, теперь здесь был только я и мои фонари. Лето не лучшее время в плане исследования тоннелей, ведь образуется много конденсата, на фотографиях получается туман или «снег». В то время у меня не было упомянутых выше схем, и на первой развилке пришлось решить что пойду только вперед, чтобы не заблудиться. Так или иначе исследовать все не получится. Под ногами лужи, периодически видно открытые люки — это соединение с коммуникационным каналом (0 уровнем). Через метров 250 пробую сделать несколько кадров.

Пройдя еще столько же наконец упираюсь в еще одни несколько дверных проемов. Опять разветвления в разных направлениях. Видно вертикальную шахту, где была лестничная клетка. Весь металл срезан. Прохожу дальше, передо мной простирается большой подземный ангар, фонарь не просвечивает до его конца… Стало жутко третий раз. К этому времени я озяб, инстинкт самосохранения взял верх и было решено возвращаться наружу.

Выйдя на улицу, сделал еще одну панораму перед порталом:

Большое удовольствие от увиденного переполняло меня, вокруг шикарные пейзажи и прекрасная погода. На часах полдень, время идти назад к трассе. На остановку я добрался в 13 часов. Еще примерно полчаса ждал автобус. Невероятная жара валила с ног и я решил, что на «сотку» уже не поеду. Еще час автобусом, половину — пешком и я дома.

Жаль, что такой объект пропал, а с другой стороны — хорошо что не пригодился.