Путешествуя Крымом у Севастополя, мне захотелось посетить один из самых известных объектов сегодня и наиболее засекреченных в прошлом — базу подводных лодок Черноморского флота СССР. Музей холодной войны или, как его называют, объект К-825 имеет сухие доки и сквозной пролив, ремонтный завод и много другого интересного. Большинство сейчас открыта для всех желающих, и, несмотря на то, что там разворовано практически все, что можно, посмотреть еще есть на что =)

Итак, начнем нашу экскурсию …

Обзор начинается с  основного транспортного коридора (паттерны) длиной 300 м. Она выводит на территорию производственных площадей. Вторая паттерна, что расположена напротив входа в штольню, длиной 65 м, связывает топливное хранилище с ремонтной частью. По коридорам были проложены колии для перемещения транспортных тележек с торпедами вручную. В центре развилки мы видим поворотный круг, который позволяет изменять направление движения тележки.

Двойные арочные защитные ворота предназначены для перекрытия проема размером 4х5,6 м. Ворота представляют собой сварные коробки из стали, заполненные внутри бетоном и подвешенные на петлях к закладной раме. Части ворот приводили в движение гидравлические механизмы. Общий вес одной «дверцы» около 10 т.

Заводская паттерна  служила крупным транспортным коридором, который вел к производственных площадей, а в случае ядерной войны — хранилищем для личного состава. При этом специально был определен радиус ее закругления, для гашения ударной волны. Протяженность коридора составляет 296 м, ширина — 4 м, высота — 4,5 м.

Минно-торпедная часть предназначалась для подготовки и проверки боезапаса для подводных лодок. На рабочих участках торпеды заполнялись энергокомпонентами, проверялись электрические схемы мин и торпед, аппаратура самонаведения. Бассейн-кессон с подсвеченным дном использовался для проверки герметичности торпед.

Подготовленные и проверенные торпеды принимались подводниками и доставлялись на склад подготовленных торпед.

Переддоковая площадка  — начало производственных площадей завода. Здесь располагались: большой расточной станок (с фундаментом длиной 15 м) для расточки сальников гребного вала подводной лодки, стоянка электрокаров и спуск к насосной станции для откачки воды из сухого дока при доковании подлодки.

На основных рабочих площадях размещался верстальный парк, участки по проверке электро- и гидрооборудования подводных лодок, складские и бытовые помещения, а также пекарня, столовая, лазарет, пункты санобработки, узлы связи.

С 1967 года в производственной части был оборудован защищенный командный пункт дивизии подводных лодок. На рабочих площадях заводской части планировалось укрыть на случай ядерной угрозы примерно 3000 человек.

Сухой док — отгороженная часть канала с габаритными размерами: длина — 102 м, ширина — 10 м, глубина — 8 м. Вход в него закрыт малым батопортом, через кингстоны которого осуществлялось его заполнение водой. Здесь средняя продолжительность ремонта субмарины составляла 3-4 недели.

Арсенал — ремонтно-техническая база по подготовке вооружения для наводных кораблей, подводных лодок и ракетных береговых частей.

Здесь хранились боевые главные части для торпед и ракет, в том числе ядерные, а также проводились регламентные работы по обслуживанию и сборке изделий.

Арсенал состоит из локальной и технической зон.

В локальной зоне размещались хранилище главных частей и зал для сборки изделий. В технической зоне были механизмы для обеспечения работы локальной зоны и автономного жизнеобеспечения всего арсенала. Погрузочную площадку соединяет с локальной арсенальной зоной паттерна длиной 304 м.

Шлюзовая камера арсенала предназначалась для защиты рабочих помещений от поражающих факторов атомного взрыва.

Камера состоит из противоатомных защитных воротс внешней стороны и защитных герметичных дверей с внутренней стороны. Внутри шлюзовой камеры установлены электроприводы для движения каждой створки противоатомных ворот. Последние предназначены для перекрытия проема размером 3,0 х 2,8 м и восприятия давления до 60 кг/см² (около 60 атмосфер). Их створки сварены из листовой стали и проката, заполнены бетоном марки «М 500″. Общий вес одной половины составляет 10 тонн, толщина — 60 см, высота — 3 м.

Защитные герметичные двери изготовлены листовой стали. По периметру они имеют мощную резиновую прокладку, которая обеспечивает герметизацию проемов. Двери оборудованы люком для прохождения персонала. Вес двери 480 кг.

Самое большое помещение арсенала с рабочей площадью 300 м². Большая его часть разбита на шесть квадратов (план-карт), на каждом из которых разворачивалось рабочее место по сборке определенного вида боевых головок.

Перед входом в сборочный зал справа расположены кабинеты-сейфы, в которых хранилось имущество, необходимое для проведения сборочных работ (запасные части, контрольно-измерительная аппаратура, специнструмент). Кабинеты-сейфы закрывают мощные металлические двери толщиной 18 см, вес которых составляет 300 кг.

Напротив кабинетов-сейфов вдоль стены размещались шкафчики со спецодеждой, в которую переодевался рабочий персонал, состоящий из 6 человек: начальника группы, двух младших офицеров и трех мичманов.

На технической площадке размещались пульты управления системами вентиляции и кондиционирования воздуха, подстанция снижения напряжения, сушильный шкаф для силикагеля, служебные помещения, учебный класс, хозяйственная кладовая, медицинский пункт, агрегатная и компрессорная.

На нулевом этаже технической зоны размещались системы автономного жизнеобеспечения (дизель-генераторы, холодильные машины и кондиционеры).

Для поддержания нужной температуры и влажности все двери арсенала были закрыты. Для прохода обслуживающего персонала был небольшой коридор, который позволял обойти противоатомные ворота. Коридор закрывали защитные электроконтактные двери. Одна из дверей была всегда заперта, т.е. заблокирована.

Арсенал имел сложную систему охраны, над ним на поверхности горы было несколько рядов заграждений из колючей проволоки. В охранной системе использовали сигнальные мины и электрический ток.

Во дворе арсенала находится погрузочно-разгрузочная площадка, предназначенная для перегрузки контейнеров с боеголовками на специальные тележки для транспортировки в хранилище локальной зоны.

Для проведения загрузки (выгрузки) боеприпасов использовалась грузовая эстакада — сооружение, покрытое шифером и размещенное справа от входа в арсенал. Площадка достаточно хорошо закрыта со всех сторон. Вход в арсенал дополнительно закрывала маскировочная сетка.

Есть также краткое видео, качество желает быть лучшим. Все же внутри очень темно, и, чтобы снимать, нужно хорошую камеру.

Вот почти все, что можно посмотреть на базе подводных лодок.

:friends:  Совет: если вы хотите лучше все рассмотреть — гуляйте без экскурсии. Гиды здесь ходят редко и очень быстро. Также не рекомендую водные экскурсии, которые ограничены в передвижении, о фото в темноте при движении на лодке и речи быть не может.

В помещении всегда низкая температура, около 15 ° C, захватите свитер и штанишки  ;-)