На протяжении веков шахта была известна не только в Галичине, но и в Польше, Словакии, Австрии. Добычу соли в Добромиле впервые начато в ХV в.
В 1622 году Салина перешла в собственность магнатской семьи Конецпольских. В 1772 году солеварни перешли в собственность австрийской империи.
Соль добывали выварочным способом. Шахты назывались колодцами или «шибами» (окнами).
Высоко в горах стоял отстойник, куда из шахт подавалась соляная ропа. Отстойник высотой около трех метров и диаметром 25 метров был изготовлен из дубовых свай, вертикально закопанных в землю. Ропа по 150 мм трубах самотеком подавалась в два варня, расположенных по обеим сторонам дома владельца шахты.
Варни, или две огромные цистерны, диаметром около 20 метров и высотой 1,5 метра, отделяли соль от воды (испарением), под варней сжигали мазут.
Готовую соль деревянными молотами утрамбовывали в прямоугольные деревянные формы. Довоенная Салина состояла из четырех шахт, построенных еще в XV-XVII вв. Шахты называли именами инженеров, которые их строили, — Францишка, Кароля, Корытовского и безымянная шахта. Каждая шахта была глубиной от 100 м и диаметром 2,5 м. Они были соединены подземными запасными выходами, которые одновременно были вентиляторами. Во время немецкой оккупации производство останавливалось на короткое время в августе 1944 года. В начале 1945 года завод вновь был запущен. Из-за нерентабельности соляной завод был закрыт в 1950 году. Позже здесь был туберкулезный санаторий на 250 коек и школа-интернат для больных детей. В 1986 году после закрытия санатория передан львовскому производственному объединению «Полярон». Руководителями завода в разные годы были: 1925-1930 — М. Вертинский, 1930-1933 — Вилькопольський, 1933-1937 — Миллер, 1937-1939 — Вилькопольський, 1939-1940 — Мадей, 1940-1941 — Прокопец, 1941-1944 — Фернш, 1944-1948 — Шевченко, 1948 — Александров, 1948-1950 — П. С. Гавриш.
Входные ворота на Салину (далее идет много фотографий, я максимально прочесал территорию окружающих лесов в разных направлениях, выходя на опушку, чтобы ничего не пропустить)
КПП.
Здание справа от кпп, в ней проживали работники шахт. Все здания полностью разрушены, на моих глазах человек срезал балки навеса себе на дрова, стены разбирают на кирпичи, неподалеку мужчина с металлоискателем добывал остатки металла из руин (проволока, арматура …) и пробовал привязать это все к велосипеду. Говорил, что заготовил уже 500 кг (за год с этого места не останется даже фундамента).
Часть административного здания (1/8 с той, что была 1918 г. видно по фотографии выше).
Админздание, год назад здесь еще были часы (старинные) — украли, замок с дверей австрийский тоже украли. Год назад в этих помещениях был музей, сейчас они почти разрушены.
1/10 с этих колонн, которые были раньше возле админздания.
Площадка перед админзданием.
Помещение под админзданием. Несущая колонна, поддерживает лестницы в здании.
Лестница на 2 этаж админздания. И колонна которую было видно из подвала.
Выход на чердак. Чердак.
Руины санатория легочных болезней на 365 коек. Был закрыт в 1986 г. (расположен за админзданием)
Часть штольни заиленная и обваленная. Вход в штольню.
Та же штольня Вентиляционный колодезь штольни.
Засыпанный шурф. Обвал в штольню среди леса (таких много встречал)
Один из 3 туннелей разветвления. Второй из 3 туннелей разветвления.
За годы его полностью заилило породой.
Третий из 3 туннелей разветвления. (это ‘антиквариат’, где нашел, там и оставил).
Дом напротив админздания. В нем проживал весь руководящий состав соляного завода, включая директора, среди них инженеры Козел, Яворский, Жипецкий, Мадей. Затем были лаборатории санатория.
Остатки лабораторного оборудования С этого сдания мужчина вырезал
санатория в здании руководства шахты. несущие балки крыши себе на дрова (при мне).
Остатки облицовки лабораторий. Подвалы под зданием.
Диаметр около 2м, глубина 3-4м.
Вход в шахту им. Витольда Коритовского — четвертую шахту Салины, построенную в конце ХІХ в.
Под этими гнилыми досками 100 м глубины шахта. Слева в углу виден провал в ствол шахты.
Дом ксендза. Недалеко от костела. Подвалы дома ксендза.
Остатки фундамента костела. В этом здании в 1941 году отступая НКВД убило молотами для утрамбовования соли (деревянные, позабивали гвозди в них) около 700 человек (были женщины и детей …) за 1 ночь.
«После того, как солдаты отошли, люди со страхом стали выходить из домов. Видим: бежит народ на Салину. Мы за ним. Что я там увидела, лучше бы не видела. В саду, у молодой черешни, лежала куча одежды. Разной. Вся в крови … Кто-то пошел смотреть в костел, и оттуда послышался нечеловеческий крик. Люди туда устремились, и я за ними … А там на стене распятый человек «, — вспоминает Евгения с Добромиля.
По словам Прокопец, пол в храме был по щиколотку в засохшей крови. Но страшнее картину люди увидели, когда раскопали шахту.
«Больше всего запомнился дедушка, который шел в последнем ряду. Отличался он гуцульской одеждой .. Брюки, рубашка были вышиты. Поверх рубашки была одета шерстяная, расшитая узорами безрукавка-гунька …» — вспоминает в книге воспоминаний, собранной Марией Прокопец , тогдашний местный житель Василий Фартушок. Их вели на казнь.
Вход в шахту им. Францишка сегодня. 100 м глубины, стены обшиты деревянными бревнами. 3 метра от костела.
Шлюзовое здание. Крыша покрыта гонтом.
Тут были шлюзы, перекрывающие воду.
Обваленная штольня (возле шлюзовой). Справа здание шлюзовой, позади штольня.
Несколько зданий размещены в лесу около двух озер с шлюзами, подающих воду на шахты. Сначала шахты выкопали, затем заливали водой, вода растворяла соль из породы, воду вычерпывали в отстойник, затем вываривали.
Дорога смерти. Этой дорогой минимум 3600 жертв НКВД скинули в 100- метровую шахту імені Кароля.
Емкость для мазута (2 штуки в разных местах). Крышку, металл со стен — все вырезали и украли.
Справа часовня св. Кинги. Слева памятник над шахтой имени Кароля. После отступления НКВД 1941г. в Добромиль вошли разведгруппы словаков составе немецкой армии. Вместе с местными они первые подошли к шахте.
Доверху она была забита трупами. При том, что ее глубина достигала более 100 метров, диаметр 5 метров. Удалось достать только около 500 тел. Остальные уже были разложены на части. Из-за ужасной вони, а в это время, по воспоминаниям, стояла страшная жара, шахту с остатками людей закопали обратно. Полсотни тел перезахоронили в нескольких сотнях метров от шахты, сверху сделали насыпь и поставили крест.
Скульптура над шахтой, в виде разъеденной солью жертвы. С 1939 по 1941 территория этой шахты огорожена колючей проволокой, и здесь была размещена часть НКВД. Все это время со всей Львськой обл. (Дрогобыч, Ходоров, Самбор …) сюда свозили тела убитых людей и скидывали в шахту. Причем соседние шахты работали. А шахты соединены между собой тоннелями по которым течет вода (добывалась соль).
Братская могила, куда было похоронено 500 жертв, которые удалось достать из шахты.
Указ о разгрузке тюрем издал нарком госбезопасности СССР Меркулов. Как результат, современные исследователи насчитали тридцать восемь мест убийств в Западной Украине.
Июнь 41-го года — страшная страница истории каждой западноукраинской тюрьмы.
Порядковое количество убитых узников в Западной Украине в период с 22 по 30 июня: Львов (три тюрьмы) — 4000, Дрогобыч — 1000, Добромиль — 1000, Золочев — 749,, Стрый — 1101, Самбор — 1200, Демьянов Лаз — 2500, Чертков — 800, Тернополь — 1000, Луцк — 2754, Дубно — 1500, Перемышль — 1000. В остальных городах количество жертв измеряется десятками и сотнями. В случае опасности рабочие поднимались на поверхность по специальным отверстиям-колодцам. Аварийный шурф, расположенный у братской могилы, хорошо сохранился до наших дней.
Видно тоннель, ведущий влево (аварийный шурф).
Это помещение было, возможно, под аварийным шурфом или вентшахтой. Отверстие залили бетоном. Сверху поставили примитивную крышу, назвали часовней (никаких обид нет). Бетонный куб 1.2х1.2 м.
Часовня шахтеров-солинарников. Размещена в лесу вдали от шахт.
Сборник воду (видел 2 штуки), остатки шлюзов. Вода из него самотеком поступала в шахту.
Это здание искал дольше всего, размещено в лесу вдали от шахт. В нем хранили взрывчатку для горных работ, затем была часовня-ротонда.